Даже для России – самой большой страны планеты – стал актуален вопрос разумного и сбалансированного использования территории, особенно в крупных городах. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь нуждаются в реализации своих потребностей: транспортных, геотехнических, промышленных и жилищных. Чтобы решить этот вопрос, необходимо заглянуть в историю строительного дела, возможно, ответ найдется там.

Первые ласточки

Шанс расширить возможности существующей наземной площади появился еще в далеком 1932 году. Именно тогда московские строители впервые применили технологию «стена в грунте» во время строительства метро.
Для строения односводчатых станций метрополитена этот метод применяли чаще всего. Однопролетные двухпутные перегонные тоннели иногда строились так же. Этот метод менее затратный, чем траншейный способ сооружения тоннелей. Он дает возможность обходиться без крепления стен траншей.
Кроме того, использование метода не требует перекрытия транспортного движения. Для мегаполиса такой фактор имеет большое значение. Технология также безопасна на территории с большим количеством зданий и сооружений.
Применение технологии «стена в грунте» долгое время практически не имело места в советском строительном деле. Ее использовали только для возведения метро, объектов гражданской обороны и некоторых других инженерных сетей. Большинство применяемых в СССР технологий были достаточно дорогими. Зато западные соседи, Европа и Америка, усиленно осваивали этот метод.
А как у других?

В 1948 году способ был впервые протестирован, а уже в 1950 в Милане (Италия) начали строить метро с применением «стены в грунте». После первых удачных проектов конца 40-х – начала 50-х годов строительные компании начали активное использование этого метода.

Бум строительства с применением забытой в СССР технологии пришелся на 60-70 годы прошлого столетия. Большинство метрополитенов мира были построены именно с применением этого способа. Печально известные башни-близнецы Всемирного торгового центра, CAN в Чикаго, Банк Калифорнии в Сан-Франциско тоже возведены на основе «стены в грунте». Большинство тоннелей, которые прокладываются в США, сделаны именно с использованием указанной технологии.

Авария в Чернобыле и «стена в грунте»

После аварии на ЧАЭС возникла острая необходимость в создании защитного барьера, который предотвратил бы попадание радионуклидов в р. Припять вместе с подземными водами. Советское правительство решило создать такой барьер совместно с компанией CASAGRANDE (Италия). Для создания противофильтровальной стены (так назывался этот проект) была использована технология «стена в грунте». На научном уровне до сих пор ведутся активные дискуссии по поводу целесообразности сооружения этой биостены. Но вклад в сбережение подземных вод от загрязнения все же переоценить нельзя. Ведь на тот момент лучшего метода не было.

И все же до конца девяностых технология оставалась вне активного использования.

Лишь в начале ХХІ века в Россию вновь вернулась «стена в грунте». Но на этот раз она уже пришла к нам из запада, со всеми инновациями и разработками зарубежных коллег.
Сначала метод стал применяться в Москве. После успешного старта технологией заинтересовались уральские строители. Использование ее в инженерно-геологических сооружениях оправдало все возложенные надежды.
В итоге видим, что история «стены в грунте» – это пример нарастающей эффективности и популярности геотехнологического метода. Скорее всего, после стольких десятилетий забытья, эта технология займет одно из первых мест, ведь ее преимущества доказаны не одной сотней успешно возведенных строений.